четверг, 9 октября 2014 г.

«Складывалось такое впечатление, что он торопился жить…»

Василий Евсеенков 
Продолжаем рассказывать о защитниках Отечества, отдавших свои жизни во время локальных войн и конфликтов. Оказывается, среди горожан есть и те, кто хотел бы приходить к будущему памятнику воинам-интернационалистам и класть цветы погибшим близким - не только железногорцам, но и жившим в соседних городах и районах. Например, в Хомутовском, откуда был Василий Евсеенков, погибший вАфганистане в 18-летнем возрасте.

Местный снайпер

Село Амонь, что в Хомутовском районе, было когда-то большим. Почти все семьи - многодетными. Работала школа. По улицам целыми толпами носились мальчишки, щедро оглушая местных старушек звонким юношеским смехом. Был среди них и известный балагур и весельчак Вася Евсеенков, умеющий кататься на самых отчаянных лошадях и способный попасть из рогатки в летящего воробья.

Разве кто-то мог в то время представить, что уже скоро этот ловкий и меткий мальчишка наденет советскую военную форму и в качестве настоящего снайпера уедет из родного села на войну, и там, в незнакомой и жаркой стране под названием Афганистан, ему придется стрелять не по воробьям, а в людей?

…Собирая материал о Василии Евсеенкове, общаясь с его родственниками, учительницей, одноклассниками и сослуживцами, я обязательно задавал им вопрос: «А каким он вам запомнился больше всего? Желательно, одним словом».
Все отвечали, не задумываясь: «Молодым…»

Взрослое детство

В семье Евсеенковых было пятеро детей. И все - ребята! Василий был четвертым по счету. Он родился в селе Амонь 28 ноября 1964 года.

Детство было поистине веселым, но вместе с этим и ответственным - в том плане, что старшие братья скоро разъехались, и вся помощь по домашнему хозяйству легла на его плечи. Родители всю жизнь проработали в колхозе, и поэтому, что такое труд, в семье знали хорошо.
«Он был одним из тех, кто всегда был готов прийти на помощь, - рассказали родные братья Василия - старший Виктор и младший Владимир. - Еще школьником он свободно пахал на лошади, помогал соседям, особенно тем, у кого некому было пахать».

Наверное, поэтому иной раз он не успевал выучить стихотворение, заданное в школе. С двумя братьями, а также с учительницей русского языка и литературы Валентиной Анащенковой, учившей Василия шесть лет, мы встретились недавно в селе Амонь - недалеко от районного центра Хомутовки.

«Бывало, подойдет ко мне с улыбкой и говорит: я не успел выучить… Можно после уроков расскажу, - вспоминает Валентина Павловна (сейчас она живет в Железногорске, продолжая работать учителем в школе № 13). - Я называла его Васильком! Василёк ты мой Ясноокий… Как же так получилось…»

Мы стояли на кладбище и вглядывались в молодое лицо, изображенное на памятнике. Мне даже на мгновение показалось, что я слышу его голос. Живой и задорный.

Вот он несется на колхозной лошади по полю, заговорщицки крича своим товарищам: «А ну, догоняй!!» Вот он нашел какую-то мышь и, звонко смеясь, притащил показать всему классу. А вот он рассказывает стих Маяковского, который так сложно выучить…

А вот он как будто говорит всем нам, всему человечеству: «Никогда ни с кем не воюйте! Живите счастливо».

К нему все тянулись

«А еще я вспомнила такой случай, - вытерев слезы и, наконец, улыбнувшись, сказала Валентина Анащенкова. - Я родила тогда сына и была в декретном отпуске. В школе сдавали экзамены, и ко мне прибежали мои ученики. Мол, побудьте с нами на экзамене, просто посидите… Русский язык сдавали - устно. Я пришла. Время идет… Сыночка у школы с ребятами оставила. Думаю, что-то они меня не зовут, уже и кормить его пора. Выхожу… А они - сами всё… Весь забор увешан постиранными ползунками! И ребенок лежит - весь измазанный в шоколаде! Я говорю, ему же нельзя, ему же и года нет... А Васька Евсеенков встал и говорит: «Валентина Павловна, он же тоже есть хочет!».

В школе, по словам и учительницы, и братьев, к Василию все тянулись. Потому что была в нем какая-то искра, какой-то необъяснимый источник света. Он никогда не опускал рук, не грустил, не унывал…

Я поймал себя на мысли, что в прошлый раз, когда я писал о погибшем офицере ФСБ Александре Зачиняеве, о нем говорили точно такие же слова! И жена, и мама, и классный руководитель… «Всегда улыбался! Был заводилой! Постоянно шутил! Бежал впереди всех…»
«Такое ощущение, что он как будто торопился жить, - словно и про Василия Евсеенкова, и про Александра Зачиняева сказала Валентина Анащенкова. - Хотел всё успеть, везде побывать, всё попробовать… Жизнерадостный. Ловкий. Счастливый!»

Попрощался со всеми

На проводы Василия собралось всё село. Он в это время учился в курском СПТУ-22 по специальности «токарь». Повестка пришла 27 марта 1983 года, и уже спустя три дня его ждали с вещами в Кировском РВК города Курска.

«Это был солнечный весенний день, - вспоминает брат Виктор Евсеенков. - Я уже жил и работал в Курске, и мы вместе с Васей приехали домой. На 131-м «ЗИЛе», который мне дали на работе вместе с водителем. У Васи было два дня, чтобы сдать все экзамены, он их сдал, но свидетельства так и не получил. Сказали, после дембеля выдадут. Идти служить или нет, вопроса не стояло».

Василий взял у кого-то коня и объехал на нем всё село. Заезжал в каждый дом, приглашая в гости. Отдельно заглянул и к девушке Любе, о которой сейчас практически ничего неизвестно. Именно ее фотографию Василий взял с собой в далекий Афганистан…

«Когда мы уезжали, Вася подошел буквально ко всем, - рассказывает старший брат. - А потом обнял родителей и сказал: простите, если чем-нибудь вас обидел. Как будто что-то чувствовал… Как-то всё это было лирично и тревожно… Ехать решили ночью, чтобы успеть к утру. Сели в грузовик - я, мать, Вася, кто-то еще был… Проехали два километра, и вездеход наш утоп. В общем, сели».

Погибшего солдата Василия Евсеенкова хоронили всем селом.
Его лицо родственники могли видеть только в небольшом окошке,
вскрыть гроб военные не разрешили. Его смерть потрясла всех. А эта
фуражка, лежащая на гробу, до сих пор хранится в семье Евсеенковых.
Вместе со школьным стендом, посвященным памяти погибшего земляка. 




















Не хотел хваленый «ЗИЛ» везти Василия в военкомат! Это сейчас этот факт отдает мистикой, кажется роковым совпадением, говорящим знаком. А тогда братья Виктор и Василий скорее побежали в деревню искать тракториста. Ночью. Чтобы не опоздать.

И вот один, наконец, согласился и вытянул их.

Через полгода Васю привезут в цинковом гробу, и тот самый тракторист, который вытащил «ЗИЛ», придет после похорон к родителям погибшего и в смятении скажет: «Если бы я их тогда не вытащил, может быть, Вася остался живым».

Курск-Москва-Термез-Кундуз

Опоздали на два часа. Но и это не сыграло никакой роли. Василий Евсеенков был призван в Вооруженные Силы Советского Союза и отправился на поезде в Москву. Вместе с ним разрешили ехать и старшему брату Михаилу, не успевшему попасть на проводы в Амонь, но приехавшему из столицы сразу в Курск (он на тот момент работал в Москве). Так они вдвоем и уехали.

Азам военной службы Василий обучался в Подмосковье, попав в мотострелки. И спустя несколько недель был направлен в город Термез Сурхандарьинской области Узбекистана.
…В первые годы войны наши ребята, которые уезжали в Афганистан, не ставили в известность своих родителей. И вообще никого. Всё было скрыто за семью печатями, и советские люди, живущие «на гражданке», практически ничего не знали об этой войне. Но потом, когда уже первые солдаты, многие израненные, возвращались домой, горькая правда постепенно всплывала наружу.

И летом 83-го рядовой Евсеенков написал родителям письмо, в котором сообщил, что их направляют в Афганистан. И это спустя лишь три месяца службы!

«У нас уже тоже некоторые вернулись оттуда, - рассказывает Виктор Евсеенков. - И люди уже были наслышаны о том, что там творится. Больше всех переживала мама. Афганский город Кундуз, в который попал Василий, в военном плане считался беспокойным. Но о самом плохом никто и подумать не мог…»

Первый бой - и единственный

Как я уже говорил, Василий Евсеенков стал снайпером. Правда, вместо рогатки за ним была прикреплена боевая винтовка с оптическим прицелом.

Вместе с ним с самого начала и до конца служил наш земляк, железногорец Пётр Евланов. «Мне тоже Василий запомнился молодым и очень добрым, - рассказал он. - Мы познакомились с ним в курском военкомате. Служили в одном взводе. Он мне рассказывал про свою девушку. Говорил, когда вернется, женится на ней. Носил с собой ее фотографию…».
В одной из «Книг памяти» о погибших курянах говорится, что рядовой Евсеенков «неоднократно участвовал в боях». Оба его сослуживца, с которыми я пообщался, говорят, что Вася участвовал в одном бою. Единственном. Видимо, военные летописцы что-то напутали…
«Это было раннее утро, - рассказывает Пётр Евланов. - Его первая операция. Лично я не видел, как он погиб… Помню только, что позвал его, мол, Васёк, иди сюда, здесь, мол, хорошо, сухо… А Сашка Юдин говорит: «Ваську убили». Он, Васька, погнался за моджахедом, а тот развернулся и выстрелил из английской винтовки «Бур». В живот…»

«Мы преследовали отходящую банду, - рассказал мне Александр Юдин по телефону, едва сдерживая эмоции. - И Вася вырвался вперед. Несмотря на то, что был в бронежилете… В общем, пуля разрывная… Смертельно раненный, он оставался сначала в сознании, и всё повторял: «Мамке не пишите, не пишите… Не говорите мамке…» Он думал, что просто ранен. Умирал тяжело. Извините, не могу говорить…»


Рядом с могилой Василия Евсеенкова в 1984 году посадили маленькую
 елочку, которая теперь выросла в огромную, мощную ель. Каждый год
рядом с ней собираются родственники, друзья, сослуживцы, знакомые,
 чтобы снова взглянуть в это мужественное молодое лицо, под которыми
 безжалостно прописаны годы жизни. На фото слева направо: старший
 брат Василия Виктор Евсеенков, учительница Валентина Анащенкова
 и младший брат Василия Владимир. 
























Рядовой Евсеенков погиб 22 сентября 1983 года при исполнении интернационального долга в Республике Афганистан. За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

«Василёк ты мой Ясноокий, - плачет учительница, поглаживая его портрет на могиле. - Всё молчишь…»

Письма

Из Афганистана одно письмо Василий прислал и своей учительнице Валентине Павловне. По ее словам, происходило так, что ее бывшие ученики, попавшие на ту войну (всего их, вместе с Василием, было пятеро), присылали весточки сначала ей, а уже потом домой. В том числе и о том, что попали в Афганистан.

«Василий написал немного, - рассказывает она. - Коротко… Не так-то просто было оттуда и прислать. Написал, что много молодых, таких, как он. Что по ним стреляют. И тут же отшутился, что, мол, всё нормально, чего там. Мне до сих пор во всё это не верится. Как будто он скоро приедет. Сколько лет прошло, и до сих пор не верится».

«О гибели Васи я узнал в армии, из письма, которое прислала мне мама, - рассказал Анатолий Севастьянов, одноклассник Василия. - Мы с ним десять лет просидели за одной партой. Мы и призывались вместе, но попали в разные места. Каково это было узнать? Ну вы представьте… Потерять товарища, с которым мы буквально делили кусок хлеба. Выйдет, бывало, на улицу, с коркой. И такого не было, чтобы не отломил мне половину».

Домой последнее письмо от Василия Евсеенкова пришло уже после его похорон. В нем было написано, что их направляют на боевое задание. Всех. И внизу приписано: «За меня не беспокойтесь, все будет хорошо».

Постскриптум

Уже какой год в Железногорске висит в воздухе вопрос об установке памятника воинам, защищавшим интересы Отечества в локальных войнах и военных конфликтах.
Когда я общаюсь с родственниками погибших солдат и офицеров, их близкими и друзьями, когда я вижу, что боль их до сих не утихла, несмотря на то, что прошло столько лет, когда вижу слезы на глазах у взрослых седых мужиков, я чувствую, что мне стыдно за ту ситуацию, которая возникла вокруг этого памятника. И в данном случае не важно, кто виноват.

Валентина Анащенкова, чьи ученики из села Амонь воевали в Афганистане, считает, что такой памятник нашему городу нужен обязательно. И она бы приходила к нему почтить память не только железногорцев, погибших в «горячих точках», не только Василия Евсеенкова, которого она до сих пор ласково называет Васильком, но и всех воинов нашей бескрайней страны, сложивших свои молодые головы при отстаивании интересов Отечества.

Павел Клоков. Фото автора и из семейного архива Владимира Евсеенкова.




Комментариев нет:

Отправить комментарий