четверг, 26 февраля 2015 г.

«В каждом письме он повторял, что у него всё хорошо...»


Андрей Прудников.
Рассуждая о любой войне, всегда следует помнить, что она не имеет никакого отношения к справедливости. Война забирает жизни людей слепо и цинично, не глядя на их возраст, доброе сердце и планы на счастливое будущее. Андрей Прудников, погибший в Афганистане в 1985 году, не дожил до своего 20-летия две недели. Продолжаем рассказывать о железногорцах, отдавших свои жизни при выполнении интернационального долга.


Советское детство


Его детство было таким же, как и у тысяч других мальчишек, живших в Железногорске. Андрею исполнилось семь лет, когда они вместе с мамой приехали сюда из города Узловая Тульской области. У него была только мама, а у нее только сын, так как с мужем, отцом Андрея, отношения не сложились и они разошлись.

«Я хоть никогда его и не видела, всегда представляла, какой у него был характер, - рассказывает родная сестра Андрея Надежда Балохонцева, которая родилась уже после гибели брата. - Мы с ним родные по маме, отцы у нас разные. Мама часто говорила, что Андрей никогда не сидел на месте. Постоянно тащил домой каких-нибудь животных - то щенка подберет, то кошку, то хомяка где-то отыщет... Когда повзрослел, начал интересоваться мотоциклом и гитарой. Что еще можно сказать о детстве? Я думаю, в то время оно было у всех похожее».

По словам Любови Есиной, двоюродной тети Андрея, живущей в Тульской области, он был очень подвижным ребенком, любил приезжать летом погостить в родной город Узловая, где его всегда ждали младшие братья, дети тети Любы.

Рубаха-парень


После восьмого класса Андрей Прудников, как и многие другие мальчишки, поступил в профучилище № 17, выбрав специальность «Машинист башенного крана». В то время (1981-1983 гг.) в училище организатором воспитательных мероприятий работал Геннадий Александров, писатель, краевед, ныне занимающий должность заместителя главы Железногорского района. Геннадий Николаевич ничего не преподавал группе, в которой учился Андрей, но зато хорошо запомнил такие моменты, как репетиции танцевального кружка (руководил кружком Сергей Ролдугин).

«Я на этих занятиях играл на баяне, - вспоминает Геннадий Александров. - Андрей Прудников их не то что не пропускал, но даже приходил заниматься в чужие группы. Бесшабашный хлопец, рот нараспашку... Я помню, как на репетиции приходили его мастер и педагоги, ругали нас, что принимаем Андрея, загоняли его на свои занятия. Учиться он, и правда, не любил. И учился неважно. Но когда кто-то из ведущих танцоров не мог по каким-то причинам выступать на смотре, вдруг выяснялось, что Андрей знает все его проходы, разные там присядки и «волчки», и ничем не хуже исполняет». 

Да только то и дело отпрашивать Андрея у мастеров на репетиции - значило выслушивать стенания о его учебных «проколах» и прогулах. Получалось так, что организатор воспитательных мероприятий его хвалил, а завуч и педагоги ругали.

«В армию - так в армию»

Андрей Прудников прослужил в Афганистане полтора года.
За это время он стал опытным бойцом, способным
вмиг определить, как в той или иной ситуации действовать
дальше. Но 27 мая 1985 года судьба его
 перехитрила: отражая нападение душманов, он уничтожил
 несколько огневых точек противника,
 но был тяжело ранен и от полученных ран скончался.
Ему было 19 лет. 



















Так Андрей Прудников и учился. С горем пополам - экзамены, и с блеском - на сцене.
Геннадию Александрову запомнился такой эпизод. Он пришел на танцы в спортивный зал, где ребята доигрывали партию в волейбол, среди которых Андрей, потный и веселый, собирался после игры оставаться на «гопака».

«Но тут налетели две «педагогини» - не помню, кто именно, - с улыбкой вспоминает Геннадий Николаевич. - Начали ругать его, грозили отчислением, потому что у Андрея было много пропусков. В конце концов, пригрозили, что не будут отстаивать его от призыва в армию, хотя другим давали возможность окончить училище, договаривались с военкоматом. Я не думаю, чтобы он сильно переживал. Ему было главное - с интересом проводить время».

По словам Ольги Самохиной, которая была мастером производственного обучения в группе Андрея, он мечтал водить машину, жалея, что поступил на машиниста башенного крана, а не на машиниста автокрана. Училище он все-таки закончил и вместе с остальными ребятами начал ждать повестку в армию.

«Здравствуй, мама»


Его призвали осенью 1983 года. Обычным гражданам уже было известно о военном конфликте на территории Демократической республики Афганистан. Однако подробностей, разумеется, никто не знал. 

«После того как Андрей уехал служить, я довольно часто встречала его маму Антонину Ивановну, - рассказывает Ольга Самохина. - Она мне говорила, что он ей часто пишет, причем очень трогательные письма. Мол, мамочка, милая, ты не волнуйся, я тебя очень люблю... Приеду домой и буду работать за двоих, чтобы ты сидела дома».

По словам сестры Надежды, он ни разу не пожаловался на свою службу. В каждом письме - все хорошо, никаких проблем, большой привет бабушке. Разве что денег мог попросить, хоть каких-нибудь, чтобы было с чем сходить в «Чайную» (кафе в воинской части).

«Привет из Ашхабада! - пишет рядовой Прудников перед Новым 1984 годом. - Здравствуй, мама! С огромным приветом, Андрей! Служба идет нормально, вот на носу Новый год. Мы его тоже будем встречать, только в составе роты. В ней у нас 180 человек и 15 сержантов, у нас во взводе 2 сержанта. Один младший сержант, другой - сержант. Ребята ничего. На Новый год вы только будете садиться за стол в 12 часов, а мы уже в 2 часа будем спать. Погода холодная стала, выпал первый снег, но тут такой снег - от земли 2-3 сантиметра. Утром мороз 1-3 градуса, а днем уже опять - лето...»

О войне - ни слова


Мама Андрея умерла от тяжелой болезни полтора года назад. Ее дочь Надежда говорит, что когда в семье говорили об Андрюшке (Антонина Ивановна называла его только так), разговор чаще всего заканчивался слезами, иногда даже истериками. Поэтому конкретных подробностей службы, особенно афганского периода, не знает даже родная сестра. Известно лишь, что после учебки, спустя четыре месяца после призыва, рядовой гранатометного взвода 2-го мотострелкового батальона Андрей Прудников был направлен в зону военного конфликта в Афганистан.

«Никаких описаний войны в письмах нет, - говорит Надежда Балохонцева. - Но, как бы там ни было, на мой взгляд, отправлять 18-летних мальчишек на войну - просто недопустимо. Мне сейчас 24 года, и то я понимаю, что, по сути, я еще ребенок. О чем думало правительство, непонятно. Андрей на тот момент был единственным ребенком в семье».

Убили!

.
«Навечно в памяти народной» - так называется музейный
 стенд в бывшем здании училища № 17, на котором
 размещены портреты молодых ребят, погибших в
 Афганистанеи в Чечне. Для учащихся и преподавателей
 (и не только) они навсегда останутся героями,
чья слава достойна самого лучшего памятника. 


























..В спортивном зале училища № 17 громко и надрывно играет баян, под бархатные звуки которого старательно отплясывают студенты. Каблуки самодеятельных артистов звонко стучат по деревянному полу, лбы их покрылись испариной, а глаза буквально светятся от счастья. Через три дня настанет лето...

В это время в далеком Афганистане (о котором жители Железногорска ничего не знают, кроме того, что там идет война), советский военнослужащий Андрей Прудников, находясь в подразделении боевого охранения (в/ч № 86997), лицом к лицу сталкивается с группой душманов. 19-летний мальчишка, который совсем недавно вместо того, чтобы идти на учебное занятие, отплясывал в спортивном зале училища, занял выгодную позицию и открыл огонь по противнику. В ходе боя, как следует из Книги памяти, он уничтожил двух нападающих, но получил смертельное ранение в голову. Его не стало 27 мая 1985 года.

За полтора года службы в Афганистане старший гранатометчик Андрей Прудников участвовал в 15-ти боевых операциях. 2 ноября 1984 года в районе Питвушт он первым обнаружил противника и открыл огонь. В результате - управлению батальона удалось выйти на выгодный рубеж и уничтожить душманов. За этот бой Андрей был удостоен медали «За отвагу». 

Служить в Афганистане ему оставалось всего месяц, но на войне - это невероятно огромный срок.

На таких держится армия


«К сожалению, о гибели Андрея я узнал лишь в начале 1990-х, когда работал в Троицкой школе, - поделился Геннадий Александров. - Не знаю, как у него проходила служба, но в том, что боец Прудников остался таким же бесшабашным, каким я его знал по училищу, уверен. Именно таким, как он, «на миру и смерть красна», именно в опасных ситуациях он был азартен. Есть тип таких людей: бежит, упадет, поморщится от боли, отряхнется - и снова вперед; его ударят так, что кости хрястнут, а он согнется от боли и - с кулаками на обидчика, будь тот хоть Голиафом. Именно такие ребята бросались под танки и закрывали собой амбразуры дзотов. Андрей Прудников был таким парнем, на которых держится наша армия и ее победы. Умник взвесит все «за» и «против», подумает, представит последствия поступка и... охладеет к геройству. А таким, как Андрей, и невдомек, что он чего-то там героическое совершает. Надо - значит надо, за ребят, за друзей - вперед без каких-либо сомнений».

Материнское горе


Сестра погибшего рассказывает, что мама так и не смогла пережить этого известия. Несмотря на то, что вышла замуж и через несколько лет родила дочку.

«Доходило до того, что когда я была маленькой, я боялась ехать на кладбище, - рассказывает Надежда. - Потому что там мама, глядя на портрет погибшего Андрюшки, не могла с собой совладать. Весть о его смерти, похороны - все это было как в тумане... Цинковый гроб был закрытым, с закрашенным окошком. Мама, обессилев, падала на него, ее поднимали, пытались успокоить. И ни на один день эта боль не утихла. О какой гордости и героизме можно говорить, о каких медалях и наградах, когда у матери погибает единственный сын?..»
Преподаватель училища Ольга Самохина помнит, как к ней прибежал ее ученик, который сам недавно вернулся из армии, и сказал: «Андрей Прудников погиб». 

Тогда еще не знали, что, по сути, он совершил подвиг: не побежал от врага или, наоборот, не сдался в плен, оставшись при выполнении боевого задания верным военной присяге, за что был награжден орденом Красной Звезды (посмертно). 

Ничего не знали тогда. Практически ничего не знают до сих пор.

Павел Клоков. 
Фото из семейного архива Надежды Балохонцевой.

Выписка из Книги памяти


Прудников Андрей Фёдорович (12.06.1965 - 27.05.1985)
Рядовой, старший наводчик гранатомета. Родился 12 июня 1965 года в городе Узловая Тульской области. Русский. Учился в Железногорском ГПТУ-17. В Вооруженные Силы СССР призван 7 октября 1983 года Железногорским ОГВК Курской области. В Республике Афганистан - с февраля 1984 года. Принимал участие в 15 боевых операциях. Проявил себя смелым и мужественным воином. 27 мая 1985 года, находясь в боевом охранении, участвовал в отражении нападения противника. В ходе боя уничтожил несколько огневых точек, но был тяжело ранен и от полученных ран скончался. Награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен на кладбище «Большой Дуб» в Железногорске. Его имя занесено на мемориальную доску Памятника Воинам, погибшим в Великую Отечественной войну, и Воинам-интернационалистам.


Слава героям!



В Железногорском политехническом колледже № 16 (в бывшем здании СГПТУ № 17) есть музей, в котором, кроме военных экспонатов времен афганской и чеченской войн, есть стенд с именами и портретами героев, павших при исполнении военного долга. 

Они обучались в профессиональных училищах № 16, 17 и 18 (16-е и 17-е сейчас объединили). Сергею Могилину было 18 лет, когда он погиб в первой чеченской войне. Валерию Полтавскому, Владимиру Федотову, Александру Федечкину, Алексею Лукошкину и Андрею Прудникову было по 19. Андрей Карпушин погиб в Чечне, когда ему было 24. Эти цифры нагляднее и страшнее всего говорят нам о том, что такое война.

В беседах с близкими родственниками погибших в локальных войнах и военных конфликтах, мне ни разу никто не сказал: «По другому было нельзя, это был священный долг и мы рады, что наш сын (или брат) выполнил его с честью». 

Можно, можно было по-другому! И родители погибших бойцов больше всех имеют право говорить это. Большинство из них толком даже не знают, что их сыновья делали в Афганистане или в Чечне. Официальные сводки пусты и ничего не значат. Государство не считает нужным объяснять родителям, за что оно отнимает их сыновей. Политические амбиции, а то и просто чья-то глупость обходятся некоторым людям самой дорогой ценой.





Комментариев нет:

Отправить комментарий