пятница, 23 апреля 2010 г.

«Наше дело было - служить Родине, и мы служили»

27 декабря — День ввода советских войск в Афганистан. Для нынешнего поколения это уже стало историей, но для огромного числа людей афганская война - часть жизни. Железногорцы Владимир Круговой, Владимир Малахов, Григорий Бородин (на фото слева направо) служили в Афганистане первые годы войны. Они рассказали о тяготах и радостях службы, о том, что такое ветер-афганец и почему автоколонны назывались колоннами смерти.

В 1979 году, когда началась война в Афганистане, Владимир Круговой и Владимир Малахов служили в Чехословакии. По словам Владимира Кругового, когда начались события в Афганистане, солдаты писали заявления с просьбой отправить их эту страну для поддержания апрельской революции.

Два Владимира и Григорий служили в автомобильных войсках. Владимир Круговой был водителем-радиотелефонистом, Владимир Малахов водил БТР. Они служили в Афганистане с февраля по декабрь 1980 года. Григорий Бородин отдавал воинский долг Родине с декабря 1979-го по октябрь1981 года, был старшиной автомобильной роты.

Направляясь в Афганистан, молодые ребята не думали об опасности — юношеская жажда военных подвигов перекликалась с желанием поскорее попасть домой.

«Служба в Афганистане нас задержала еще на четыре месяца после окончания срочной службы, - говорит Владимир Малахов. - А это очень много. Мы думали в основном о том, как быстрее прийти домой и увидеть своих родных».

Афганистан встретил советские войска пекущим ветром-афганцем. «Когда дует афганец, ничего не видно на расстоянии метра от поднимающегося песка, - рассказывает Григорий. - Если песок попадал в еду, ее приходилось выбрасывать». Нелегко было русскому человеку переносить среднеазиатский климат. Солдаты страдали от жары, болели инфекционными болезнями, но они стойко несли службу, выполняли свой долг перед Родиной.

Солдаты автороты водили колонны с продовольствием. Все продовольствие шло из СССР. Солдаты ели только «свою еду» и пили «свою воду». В каждой колонне было по сто машин, они шли цепочкой по узкому ущелью. Солдаты называли их колоннами смерти. «Когда начинался обстрел и подбивали первую машину, ребята направляли ее в пропасть, чтобы не задерживать остальные машины и не дать погибнуть колонне, - рассказывает Владимир Круговой. - Они жертвовали собой, спасая других». Опасность обстрела возрастала ночью, и с наступлением темноты колонны не пускали, иногда колонны обстреливали днем. Также солдаты охраняли нефтепроводы, заводы, на которых трудились мирные афганцы.

По словам Григория Бородина, мирные жители Афганистана относились к советским людям доброжелательно. Русские общались с помощью узбеков, татар, которые понимали местные языки. Солдаты охотно угощались афганскими лепешками. Но у этой доброжелательности была и оборотная сторона. Для афганцев, как для мусульман, священен джихад — война против неверных. И убить иноверца - святой долг мусульманина.«Нельзя было понять, мирный душман или нет, - говорит Владимир Круговой — У нас был один такой — убил 12 человек. Он днем солдат лепешками кормил, а вечером убивал из ружья. Мы переживали смерть ребят, не верилось, что утром он смеялся, общался с нами, а вечером его уже нет. В Афгане погиб наш сослуживец, парень из Льговского района, недавно ездили к нему на могилу».

Ветераны-афганцы уверены в одном: какой бы непростой ни выдалась их служба в Афганистане, они с честью выполнили свой воинский долг. «Пусть историки и политики дают оценку афганской войне, - говорит Владимир Малахов. - Наше дело было - служить Родине, и мы служили».

Комментариев нет:

Отправить комментарий