среда, 26 мая 2010 г.

Юрий Киреев: на достойную память денег нет!

В 2009 году железногорцы выбрали лучший проект памятника погибшим в локальных конфликтах. Денег на реализацию проекта нет, поэтому в сквере воинов-интернационалистов планируют установить БМП

«Когда меня приглашали принять участие в конкурсе, все говорили, что у нас должен быть лучший памятник! - рассказывает Юрий Киреев, автор проекта-победителя. - Надо сказать, конкурс провели по всем правилам. Получился он всероссийским. Это уже третий конкурс за 11 лет.

Проект выбрали жители нашего города большинством голосов, афганцы тоже голосовали за мой проект, комиссия была единогласна (за что я очень благодарен всем). В торжественной обстановке объявили городу о победителе, наградили дипломом, премией и, уж конечно же, звучали речи, что наконец-то мы выбрали достойный проект, и красноречивые обещания организаторов конкурса, что памятник построим за два года.

Однако сценарий оказался такой же, как и предыдущий. Провели, выбрали, наградили, пообещали - и отказались. Как оказалось, организаторы не предполагали, что памятник строить нужно будет за деньги. «А денег у нас нет», - заявили мне. Видимо, организаторы конкурса ошиблись в формулировке. Надо было говорить: не на лучший, а на самый дешевый. Так как на хороший памятник денег нет. На войну у нас деньги есть, а вот похоронить и оставить достойную память о наших ребятах - на это у нас денег нет. Это, как вы понимаете, вопрос совести. 

Сразу скажу, что с самого начала на вопрос: «Сколько все это будет стоить?» - я представил сметную стоимость работ (согласно существующим расценкам), а именно: около шести миллионов рублей, общая сумма вместе с литьем на заводе и благоустройством территории парка. Это для тех, кто якобы не знал о цене.

Если сравнить с уже поставленными памятниками в стране, это весьма скромные деньги за достойный монумент в бронзе.

Задевает меня и вот какой факт - слухи о том, что автор требует себе запредельный гонорар. За моей спиной назывались суммы от восьми до одиннадцати миллионов рублей. Видимо, кому-то нужно сделать из меня нехорошего человека, а может, просто «жаба задавила».

Дальше - самое интересное. Администрация провела конкурс и больше ни при чем. Пусть теперь афганцы крутятся, как хотят. Мне официально ответили: «Деньги на строительство город выделять не собирается». Надеялись на спонсоров и жителей города, а может, и на то, что автор выполнит работу за свой счет. Известно, что не было и до сих пор нет расчетного счета для сбора средств. Я лично знаю людей, которые готовы даже по сто рублей сдавать на благое дело.

Удивляет другое: почему администрация не хочет брать на себя часть расходов на строительство памятника? Ведь по всем правилам этого мероприятия договор на изготовление памятника я должен заключить с администрацией, а именно: с главой города Виктором Солнцевым и ни с кем другим.

Я понимаю афганцев. Они оказались в сложной ситуации. На них все это технично спихнули, и понятно, что денег они не соберут без поддержки администрации. И спонсоры ситуацию не спасут. «Авось, да и замнется все это», - думают некоторые. Подумаешь, ну провели, ну выбрали... и отказались. И что?! Обычное дело в нашем городе.

Теперь о главном. Меня шокировал отказ афганцев от достойного памятника своим погибшим ребятам и предложенная ими идея поставить памятник «Бронетранспортеру» в Сквере воинов-интернационалистов. Я согласен, что затащить на постамент старый, ржавый, зашпаклеванный и покрашенный масляной краской списанный БМП, - это самый простой и дешевый вариант. Дешевый во всех смыслах этого слова. Хочу пояснить, что это получится памятник БМП, а не солдату-герою.

Лично я очень хорошо могу представить такую картину, когда мать погибшего молодого сына со слезами на глазах несет живые цветы под колеса этого БМП, в которой, кстати, и горели заживо наши ребята. Не правда ли, чудовищная картина?

А может, пусть будет все-таки солдат? Собирательный образ молодого парня, как я и задумывал с самого начала. Одна женщина призналась мне, со слезами глядя на мой эскиз: «Как он похож на моего сына...» Вот это я понимаю! А памятник БМП... Я не понимаю, вы уж меня извините. Да и конкурс, заметьте, проводили не на лучший памятник БМП.

Я думаю, здесь, в этой ситуации, нам всем нужно хорошо подумать. Либо достойно выглядеть, либо в очередной раз опозориться на всю страну. Позора в нашем городе и так хватает, а вот достойных работ, увы, нет до сих пор.

И вот еще какой важный момент. Сейчас, чтобы выдвигать новый дешевый проект, организаторам придется признать проведенный конкурс недействительным и забрать назад диплом победителя и свои обещания построить этот памятник. Причем сделать это публично, на весь город. Ведь выбирали, награждали и обещали торжественно.

Кстати, на этот новый проект опять нужно проводить конкурс, того требуют правила. Сколько же еще конкурсов планирует администрация провести в ближайшем будущем?

Может, взять и объявить теперь уже всемирный конкурс, в масштабе всей планеты, так сказать? Провести, выбрать лучший, наградить, а потом... бац! - и фирменная железногорская фишка! - отказаться от всего. Браво! Это по-нашему!

Я уверен, что можно добиться того, чтобы администрация нашла деньги и повернулась лицом к этой проблеме. Ведь этот памятник должен был стать достопримечательностью нашего города. В конце концов, это дело чести и совести тех, кто обещал этот памятник построить. И уж если город выбрал достойный проект, то надо уверенно сказать: «Памятнику - быть!», а не идти на поводу у чиновников которые этому всячески препятствуют и не хотят, чтобы в городе появилось место, где можно было хотя бы сфотографироваться.

На сегодняшний день свое твердое слово - быть или не быть памятнику, который выбрал весь город, - должны сказать сами жители».

Юрий Киреев, автор проекта-победителя, член Союза художников России, скульптор.

Комментариев нет:

Отправить комментарий