четверг, 29 января 2015 г.

«Мы до сих пор ждём и верим, что он вернётся домой…»


Владимир Федотов
Говорят, что последнее слово всегда остается за справедливостью, и что рано или поздно она восторжествует. Но что делать тем семьям, у которых жестокая случайность в один момент отбирает самых близких и дорогих людей? Железногорца Владимира Федотова убили на войне, когда ему было всего 19. Продолжаем рассказывать о наших земляках, погибших в горячих точках.

Деревенские корни


В 17-ти километрах от Железногорска есть село с любопытным названием Большебоброво. Правда, сейчас его уже трудно назвать селом - многие дома поросли бурьяном, по вечерам на кривых улочках печально и тихо, а если кто и выйдет посидеть на завалинке, то исключительно старики. Те жители, которые живут здесь постоянно, сейчас готовятся к зиме: потихоньку рубят дрова, проверяют печи, заполняют полки в погребах свежими заготовками.
Супруги Федотовы, Анатолий Яковлевич и Ольга Васильевна, уроженцы Большебоброво, живут пока здесь, в родном доме, но зимовать вернутся в Железногорск. Урожай почти весь собран, пчелы на пасеке свой сезон отработали, домашняя птица, скорее всего, пойдет на убой.

Когда-то в доме Федотовых собиралось столько гостей, что яблоку упасть было негде. Родственники, соседи, знакомые. 

Во дворе - наряду с гоготанием гусей и мычанием коровы - раздавались звонкие детские голоса, в том числе и юного Володи Федотова, который вместе со старшей сестрой Людмилой приезжал сюда на все лето.

Это были дни неподдельного счастья, когда после шумного Железногорска можно было забыть про уроки и наслаждаться живописной природой, купанием в реке, бабушкиными пирожками и бесконечными приключениями. Но все же рано или поздно приближался сентябрь, и родители, работающие в Железногорске на стройке, забирали детей в город.

От мотоцикла - к бульдозеру

В сентябре 1983 года Володя
Федотов пошел в первый
класс. К семи годам он еще не
думал, какую профессию
выберет в будущем, но уже
 тогда точно знал,
что однажды наступит день,
 когда он, как и все остальные
 ребята, соберет вещи
 и пойдет служить в армию.

Володя учился в школе № 5 (сейчас это лицей). Вот как вспоминает о нем его бывший классный руководитель Людмила Шинкарёва: «Больше всего я запомнила его глаза, а точнее взгляд, особенно в те моменты, когда я его за что-нибудь ругала. Смотрит и будто говорит: «Ну что ты меня ругаешь? Зачем?». А потом гляну минут через пять, а он уже опять такой же, смотрит на меня ласково, по-доброму, словно и не было ничего».

По словам Людмилы Васильевны, класс, в котором учился Владимир Федотов, был очень большим - человек 35, и при этом очень дружным. В школьные будни входила не только учеба, как сейчас, но и различные субботники, походы, соревнования, поездки на картошку.
«Володя был общительным и со многими дружил, - рассказывает Людмила Шинкарёва. - Я помню ребят, которые почти всегда были рядом с ним. Серёжа Остапов, Андрей Коротченков, Серёжа Гавриков… Это сейчас они взрослые мужчины, а тогда они были озорными мальчишками, с которыми не соскучишься». 

После девятого класса Владимир Федотов пошел учиться на машиниста бульдозера в среднее профессиональное училище № 18. Выбор специальности был неслучайным - ему нравилось все, что связано с техникой. По словам отца Анатолия Яковлевича, еще мальчишкой в деревне Вовка мог сам разобрать мотоцикл «Урал» и тут же собрать его.
«Несмотря на то, что с тех пор прошло 20 лет, Володю я запомнила, - рассказала бывший руководитель его училищной группы Елена Баранова. - Добрый, послушный, очень спокойный. О чем ни попросишь, обязательно сделает. Никаких претензий и вопросов в процессе учебы к нему не возникало».

А у Володи не возникало вопросов, идти ли ему в армию. Он много лет занимался спортом - плаванием, дзюдо. Среди его родственников практически все служили, а родной дед воевал на Великой Отечественной войне, вернувшись домой израненным. Да и не был раньше нормальным и естественным вопрос, пойдешь ты служить в армию или нет (что по сути обозначает - будешь ли ты исполнять свой священный долг, прописанный в Конституции). Последней же каплей во всем этом, видимо, сыграл тот символический факт, что родился Владимир 23 февраля - в День Советской Армии и Военно-Морского Флота (в День защитника Отечества эту дату переименовали при Борисе Ельцине в марте 95-го).

В общем, закончив училище и получив диплом, Владимир Федотов начал собирать вещи. В армию его призвали 31 мая 1994 года.

«Он всё чувствовал»


Это очень больно вспоминать… Но и мама Володи, и его сестра, буквально рыдая, рассказали о том, как они прощались, уже стоя возле военкомата…

До этого эпизода все было хорошо, друзья и родственники, собравшись за длинным столом, желали призывнику удачи и хорошей службы. Была на проводах и та единственная, которая обещала ждать, - девушка по имени Александра.

«Но когда подошли к военкомату, он почему-то сказал, что из армии не вернется! - с болью вспоминает сестра Владимира, Людмила Алимова. - Мама его благословляет, а он плачет, представляете! И у мамы вдруг в этот момент отрывается пуговица!.. И падает на землю… Я точно помню, что на той маминой кофте пуговицы были хорошо пришиты…»

«Он чувствовал, что не вернется, - вытирая слезы, рассказывает Ольга Васильевна, мама Володи. - Он был еще ребенком. Что такое 18 лет?»


Письмо № 4


Владимир Федотов успел прислать домой из
 армии 25 писем. Каждое из них заботливая
 сестра Людмила еще в то время
пронумеровала и спрятала в надежное место.
Никто не знал, что вместо очередного письма
 домой однажды принесут орден Мужества,
 которым Володю наградили посмертно.

Владимира Федотова призвали в морскую пехоту в город Балтийск Калининградской области. Сестра Людмила хранит всё, что связано с братом. Документы, письма, фотографии, его солдатский жетон, вырезки из газет, благодарственные письма. Каждое письмо аккуратно пронумеровано. 

Вот, например, отрывок из четвертого письма, написанного еще до присяги:
«Здравствуйте, дорогие мои мама и папа, сестричка Люда. Живу нормально. Кормят три раза в день. Только я не наедаюсь… Сейчас бы дома - борщец с сальцом и лучком! Мама, если ты приедешь ко мне на присягу, то меня отпустят на три дня, будем вместе. Но ты сама не сможешь, не приезжай. Я не обижусь. Пиши почаще, независимо, пришло от меня письмо или нет. А то здесь очень скучно. Домой сильно хочется. Напиши, вовремя письмо пришло или нет, где я отца с днем рождения поздравлял. Передавай привет бабушкам, тетям и всем остальным. Ездили в Светлогорск на работу, а потом ходили на море купаться. Правда, вода холодная, много не накупаешься. Мама, я много писать не могу, время поджимает. Присяга будет 16 июля в 10 часов по местному времени, в 11 по московскому. Ну вот и все.
Целую вас крепко-прекрепко. Ваш сын Вова».

Затем был город Приморск и 879-й отдельный десантно-штурмовой батальон.
А потом командировка в Чеченскую республику, которая продлилась всего один месяц - с 3 мая по 6 июня 1995 года.


Самолёт улетел не сразу

Перечитывая письма брата, Людмила Алимова
 (в девичестве Федотова) не в силах сдержать
слез. Живу нормально. Кормят три раза
в день. Только я не наедаюсь… Сейчас бы
 дома - борщец с сальцом и лучком!..»
 Все эти слова звучат где-то рядом,
и постоянно кажется, что вот сейчас
откроется дверь и войдет
 Вовка, молодой и веселый, а главное, живой. 

«Я помню, была дома, на кухне… - вспоминает Людмила Шинкарёва. - И вдруг слышу, по радио передают, что отряд морской пехоты из Калининграда попал в засаду и был разбит. Я не знала, что Володя там… А потом мне позвонили и сказали, что, мол, так и так, Вовка погиб. Они там в каком-то ущелье были и попали в засаду. Тогда ж особо не рассказывали».
По сей день родственники не знают подробностей того рокового дня. Известно лишь, что страшный бой развернулся в Веденском районе, близ села Киров-юрт (ныне Тевзана), где-то в горах. Подразделение российских военнослужащих попало в засаду боевиков.
Володя Федотов погиб не сразу. Сначала было тяжелое ранение. 

Известно также, что наши войска несколько дней не могли забрать тела погибших, так как путь к ним лежал через линию огня.

«Мне и тогда в это не верилось, - говорит Ольга Федотова, - и до сих пор не верится. Для меня он вроде как живой… Я слышу его голос, веселый и жизнерадостный».

«Нам потом рассказывали, что Володю несколько раз сажали в самолет, который должен был полететь в Чечню, - вспоминает Людмила Алимова. - И каждый раз что-то мешало. То одно, то другое. То погода. Но в итоге - самолет все-таки взлетел…»

Страшные цифры семьи Федотовых


Владимир Федотов погиб 6 июня, но лишь 10-го его тело смогли забрать из того смертельного ущелья. 

18 числа его привезли в Железногорск. 

Хоронили его 20 июня - на папин юбилей (в тот день Анатолию Яковлевичу исполнилось 50 лет). 

Более того, 10 июня, когда Владимир уже погиб, его сестра Людмила выходила замуж, но никто из родственников и близких не знал о случившейся трагедии!

Письмо из воинской части


«Ольга Васильевна, я посылаю Вам выдержки из законов и постановления правительства, где четко оговорены все интересующие вас вопросы, - пишет замкомандира части по воспитательной работе гвардии майор Алексей Рыжков. - Большое Вам человеческое спасибо за воспитание сына, им можно и нужно гордиться, как гордятся и уважают его сослуживцы, личный состав батальона, в котором он воевал. В части создан макет памятника, который будет установлен на территории части с именами всех погибших. В музее оборудуется стенд, все торжественные мероприятия начинаются с памятной переклички тех, кого уже не вернешь. Но они всегда с нами, в наших сердцах. Такое не забывается. Поверьте, я как солдат и Вы как мать солдата понимаем это, как никто другой». 

Памятник в Балтийске несколько лет спустя был действительно установлен. На его открытие пригласили и семью Федотовых, но у них поехать не получилось.

«Ту войну нельзя оправдать»


Можно ли объяснить родителям погибшего сына, что такое «восстановление конституционного порядка»? 

Возможно ли убедить несчастную мать, что так было нужно, а главное, объяснить, кому и зачем? 

Что вообще можно ей ответить на следующие слова?

«Молодых ребят бросили туда как пушечное мясо, - говорит мать погибшего солдата Ольга Федотова. - Я считаю, что это произошло из-за глупости власти, которая вместо того, чтобы решать вопрос мирным путем, развязала войну. Войну, которую ничем нельзя оправдать. Мне часто снится мой погибший сын... Молоденький. Считай, подросток... Потому что таким он и ушел от нас. Навсегда...»

Павел Клоков. 
Фото автора и из семейного архива Федотовых.

Городская школа-герой


Школу № 5 (ныне это лицей) пускай условно, но по праву можно считать «гвардейской». Мы писали про Андрея Макарова, погибшего в Чечне 7 февраля 1995 года (его БТР обстреляли боевики на южной окраине Грозного, - авт.). После него погиб Владимир Федотов, провоевавший на Северном Кавказе всего один месяц. А уже позднее в Чечне погиб офицер ФСБ Александр Зачиняев (8 октября 2000 года в районе населенного пункта Алхан-Юрта он попал в засаду боевиков и погиб в неравном бою - вместе с сопровождавшим его офицером внутренних войск). 

В память о всех трех героях на стене пятой школы, в которой они учились, установлены мемориальные доски.


Будущему памятнику

«Железногорскому Алёше» посвящается
Этот памятник будет радовать глаз
И напомнит забывчивым людям
Лишний раз о ребятах, погибших за нас.
Мы их подвиг вовек не забудем!
После ссор, после глупых, ненужных интриг,
Словно совесть свою успокоив,
В бронзе выльем их голос, взгляды и крик -
И бессмертную славу героев!



Комментариев нет:

Отправить комментарий