среда, 21 августа 2013 г.

«Я вернусь, а меня на пороге будет счастье с улыбкой встречать...»


Александр Зачиняев, майор ФСБ.
Эти строки написал боевой офицер, майор ФСБ Александр Зачиняев, посвятивший всю свою жизнь защите интересов своей Родины и погибший в 2000 году в Чеченской Республике. Мы продолжаем рассказывать о железногорцах, которые отдали жизни во время локальных войн и конфликтов.

Вместо вступления

Есть вещи, говоря о которых, постоянно боишься сфальшивить. Такие понятия, как «родина», «патриотизм», «долг» не терпят лишней патетики и формальных фраз. Так я думал про себя, сидя в маршрутном такси по дороге в Курск, где у меня была назначена встреча с Татьяной Зачиняевой, вдовой офицера ФСБ Александра Зачиняева

Удивительно, но когда мы встретились, она посмотрела мне в глаза и сразу спросила: «Это, наверное, сложно, ­ написать о незнакомом человеке, которого никогда не знал лично?». Я не знал, что ответить… И только кивнул.

Дома нас встретил 20-­летний Гриша Зачиняев, студент Академии ФСБ. То, что это сын, я понял мгновенно ­- внешнее сходство с Александром Зачиняевым поражает. Портрет погибшего отца висит на стене и сразу притягивает взгляд. «Это вы еще Ивана не видели, старшего сына, ­- улыбнулась Татьяна Ивановна. ­- Того я даже иногда Сашей называю -­ настолько похож!».

Я волновался. Блокноты, фотоаппарат, ручка… Я пришел, чтобы напомнить им… Я пришел спрашивать у них про самого родного человека, которого больше нет…
Но тут к нам ворвался тринадцатилетний темноглазый мальчуган и сразу протянул мне руку: «Здравствуйте! Владимир!».

Младший, догадался я, и, поздоровавшись, тут же успокоился.

Татьяна Ивановна заварила чай и достала старые письма и фотографии. Вырезки из газет. И мне показалось,  что как будто из них, с одного из этих снимков, к нам на кухню заглянул на чай вечно улыбающийся «Сашка Зачиняев», награжденный орденом Мужества. Посмертно.

Стать военным мечтал с детства

Александр Зачиняев родился 13 мая 1967 года на Украине, в городе Черкассы. В семье врачей, приехавшей в Железногорск в 1969 году. Про его детство мне рассказала мама Саши Людмила Григорьевна. Лидером он был уже в детском саду. Воспитательница запросто могла оставить на него всю группу!..

Одним из ярких детских впечатлений был дед, Григорий Яковлевич, прошедший Финскую и Великую Отечественную войны. Его Саша очень любил. Еще бы, дед столько всего повидал ­- настоящий вояка! И уже тогда мальчик твердо решил, что станет военным. К тому же его дядя Владимир Григорьевич был ракетчиком.

В школьные годы Саша увлекся чтением, причем не детских сказок, а мемуаров военачальников Великой Отечественной войны. В общем, несмотря на то, что родители - медики, равнение Александр Зачиняев взял на самую мужскую профессию.

«Говорить о Сашке можно бесконечно, ­- сразу сказал мне Василий Якунин, бывший классный руководитель Александра, а ныне директор школы №13. ­- В 1979 году я поступил учителем истории в школу №5. И сразу стал классным 6­-го «В», в котором учился Сашка. Воспитывал я их по­-своему, стараясь передавать не только знания, но и жизненный опыт. Бедокуры получали указкой по заднему месту, в том числе и Зачиняев. Энергия в этом смуглом мальчишке била через край. Никогда я не видел его грустным!».

С первого класса и до конца жизни!

1984 год. Последний звонок 10 «Б» класса школы №5. 
«Мы жили с ним в одном дворе с раннего детства, но познакомились только в школе, -­ рассказывает Татьяна Зачиняева, со светлым лицом перебирая потертые конверты. -­ Саша был самым лучшим мальчиком в классе. Это точно! Общительный. Веселый. Всегда впереди всех».

Каково же было удивление семилетней Татьяны, когда этот заводила и весельчак выбрал именно ее портфель! Взял и понес до самого дома. Так мальчишки проявляют свою симпатию. И запоминается это на всю жизнь.

Она не любила летних каникул, так как Саша уезжал в это время в Задонск к бабушке, и жизнь становилась скучной. А когда он приезжал, все возвращалось на свои места.
А еще Саша здорово писал сочинения и даже стихи! Многие его работы учительница зачитывала перед всем классом…

Писали письма раз в четыре дня

Выпускные экзамены. Школьные коридоры. Смех. Скверы. Прогулки… Все это ­- позади. И вот Александр с Татьяной забегают к Василию Якунину попрощаться. Александр, закончив профессиональное училище по специальности «помощник экскаваторщика», уходил в армию. Перед этим была неудачная попытка поступить в военно­-морское училище в Севастополе. Но судьба рассудила иначе.

Призвали Александра Зачиняева в далекий Ангарск Иркутской области ­ в спецчасть КГБ по охране особо важных государственных объектов.

Письма.
Пока я что-то записывал, Татьяна Ивановна принесла на кухню огромную стопку солдатских писем: «Он писал мне их раз в четыре дня! Все два года. И раз в четыре дня я ему отвечала».

По этим письмам, подумал я, можно разложить всю армейскую службу Александра по полочкам (если, конечно, он писал про нее что­-то конкретное, ведь часть­-то была секретной).

Демобилизовался Александр Зачиняев сержантом и, недолго раздумывая, поступил в Высшую школу КГБ (ныне Академия ФСБ). После первого курса он и Татьяна поженились. Это был 1988 год. К этому времени она уже закончила педагогический институт в Курске. И спустя время уехала в Москву к мужу. В 1990 году у них родился сын Иван. А в 1992-­м после ускоренного выпуска Александр Зачиняев уехал в Московский погранотряд, в Республику Таджикистан.

«Рожать там было опасно»

…Сделав пару глотков чая, я вновь беру авторучку и записываю: «Гражданская война. Ваню оставили у бабушки, мамы Татьяны. На Новый год из сладостей ­- одна жевательная конфета из Сирии. Дом на четыре семьи. В комнате только две кровати и два почтовых ящика, на которых ели».

С сослуживцами в Душанбе. 
Татьяна Ивановна объясняет мне, что одной из основных задач пограничников было помешать боевикам перевозить наркотики через границу. Из Афгана в Таджикистан, а оттуда в Россию. Эту гадость сжигали мешками. Александр обслуживал четыре заставы, позже стал старшим по гарнизону. Постоянные командировки. Бои. Поначалу страх, но потом к нему привыкаешь… Настоящее братство семей. Неповторимая взаимовыручка. Многие с началом боевых действий собирали вещи и уезжали, пока не поздно. Через полгода после приезда в Таджикистан Татьяна Зачиняева тоже стала пограничником. Рядовым. Потом ефрейтором. Ей дали должность старшего фотографа­-оформителя, но на деле она работала в отделе кадров. Военнослужащих не хватало…

В 1995­-м приехали в Душанбе. Александру вручили медаль «За отличие в охране госграницы». Стрельба за окном. Взрывы. «Рожать там было нельзя, ­- говорит Татьяна Ивановна, -­ новорожденных боевики могли взять в заложники и требовать выкуп». Поэтому среднего сына, Григория, Татьяна рожала в Железногорске.

Уходя на службу, мама и папа рассовывали по карманам своим детям записки с телефонами и адресами, чтобы «в случае чего» соседка-­узбечка, с которой оставляли детей, позвонила родственникам в далекую Курскую область…

И такая жизнь продолжалась восемь лет: ­ с 1992-­го по 2000-й год.

 …В ходе беседы

Владимир родился!
«Кем хочешь стать?» ­- спрашиваю Володю Зачиняева (в школе он круглый отличник). Тот уверенно отвечает: «ФСБшником!». Как папа. Как мама. И как братья. (Татьяна Ивановна работает в Управлении ФСБ РФ по Курской области, Иван закончил Академию ФСБ в Москве, Григорий сейчас учится там же). Кроме этого Иван с Григорием закончили Суворовское училище в Твери.

«Вот это семья! Ого-­го!» -­ пишу я на полях блокнота и обвожу в кружок, как будто без этой надписи я могу забыть о своих впечатлениях…

Случилось самое страшное!

…В 2000-­м, наконец­-то, вернулись в Курск. Родился Владимир. Жизнь стала налаживаться. Александр, боевой офицер, служил в курском отделе ФСБ. Все было хорошо…

«О командировке в Чечню я узнала из разговора Саши с товарищем, -­ рассказывает Татьяна Ивановна. -­ Старший сын шел уже в пятый класс, средний ­- в первый. Владимиру было шесть месяцев. Спорить с решением мужа я не могла. И 25 августа мы с ним довольно легко простились… и он уехал».

А уехал он в Северо-­Кавказский регион с печальным названием Чеченская Республика, ­ в район населенных пунктов Шали-­Юрт и Алхан-­Юрт.

…Татьяна Ивановна открыла одно из писем мужа того времени. Если честно, я думал, что она заплачет. Но она заулыбалась!..

Потом вскрыла другое письмо. Одно из последних. В нем Александр как будто торопился… «Я даже немного обиделась, -­ говорит не без иронии Татьяна Зачиняева. ­- Я тут места себе не нахожу, а ему, видите ли, некогда».

А последнее письмо пришло после гибели, то есть после 8 октября…

Далее я приведу длинную цитату ­- монолог молодой женщины, навсегда потерявшей любимого мужа…

«Это было воскресенье. В квартире не было света. Но на улице светило солнышко. И мы с детьми пошли гулять в парк. Целый день гуляли. А потом вернулись. И тут по Первому каналу говорят, что в Чечне погиб офицер ФСБ. Я подумала, что это не он. Что ему там делать? От места, где он служил, это довольно далеко…  (по телевидению местом гибели назвали Урус-­Мартан ­- авт.). А до этого, в четверг, с внутренней стороны балкона прямо на подоконник села синица и начала стучать клювом. Я ей говорю, мол, что­-то ты опаздываешь, я уже получила письмо. В ночь с восьмого на девятое поливал дождь... Младший сынок сильно плакал, не спал всю ночь, даже охрип от крика… И в понедельник вдруг звонок в дверь. На пороге офицеры. Много. Целая вереница людей. Я подумала, что они пришли знакомиться. В Таджикистане так было принято… И вдруг вспомнила вчерашние новости… Не может быть!! Оказалось, что случилось самое страшное».

Орден Мужества Алексанра Зачиняева.
Вот выдержка из наградного листа: «8 октября 2000 года в районе населенного пункта Алхан-­Юрта попал в засаду боевиков. Погиб в неравном бою, вместе с сопровождавшим его офицером внутренних войск». 

Говорить что­-то более конкретное на страницах газеты вплоть до настоящего времени нельзя, так как эта информация находилась под грифом «Совершенно секретно». Зачем он туда пошел? Какую задачу выполнял?..

Если официально, то все наши офицеры и солдаты выполняли боевые задачи по восстановлению конституционной законности и правопорядка в Чеченской республике. Если проще, служили своему государству. Несмотря ни на что.

Всего расстреляли в той засаде троих офицеров...

Похоронили Александра Зачиняева в Железногорске рядом с отцом Владимиром Николаевичем, который умер от инсульта в том же году, на несколько месяцев раньше сына.

«Боль не утихает!»

Сослуживцы не бросили Татьяну. По ее словам, поддержка была огромной. Известие о гибели Александра поразило абсолютно всех, кто его знал. На похороны прилетели друзья и подруги из Душанбе. Конечно же, пришли одноклассники.

«Когда мы открыли гроб, я впервые увидел на его лице гримасу боли и удивления, ­ -вспоминает Василий Якунин. ­- Он ведь всегда улыбался, никогда не унывал… Нам даже сложно было найти фотографию, на которой он полностью серьезен, ­ для мемориальной доски, которая сейчас висит на лицее №5. Сашкины сослуживцы из Душанбе рассказывали мне, в какие передряги он попадал. Это невероятно!! Из каких только ситуаций он не выходил! На таких мужиках и держится наша Россия…».

Еще в Душанбе.
«Саша мне всегда снится, -­ сказала мне Татьяна Зачиняева. ­- Смеется и улыбается… Нежность. Любовь… У меня как-­то спросили, что было самое сложное… Спустя время я поняла, что самое сложное было осознать, что обозначает черная ленточка на его фотографии».

«Боль не утихает…» -­ сказала мне напоследок мама Александра Людмила Григорьевна.

Вместо послесловия

…В Железногорске уже не первый год проводится турнир по силовым видам спорта имени Александра Зачиняева. Мне кажется, стоило бы назвать его именем одну из улиц в нашем городе. А не изобретать номерные проезды и переулки... Также вполне уместно называть улицы и именами других ребят-­воинов, павших за Родину. Вечная слава им! Вечная память.

Павел Клоков, "Эхо недели".


 
    Об Александре Зачиняеве - на газетных страницах
   
 
 

 






1 комментарий:

  1. Спасибо журналистам "Эхо недели" за освещение этих страниц жизни, вписанных в историю страны. Читаешь - и мурашки по коже... Памятнику - быть!

    ОтветитьУдалить