понедельник, 26 марта 2012 г.

«Художественный совет» и его «решения».


15 марта в муниципальной газете было опубликовано сообщение пресс-группы городской администрации под названием «На месте пустыря – новый сквер». Из этого сообщения горожане узнали, что в городе существует художественный совет, собравшийся на свое «очередное» заседание. «Совет» состоит из 5-ти человек, возглавляемый главой города. В его составе - два представителя рекламного агентства, двое – члены Союза художников России, один преподаватель художественного техникума. В числе прочих, на заседании совета (в отсутствие заинтересованных сторон), обсуждался вопрос о месте размещения памятника «Железногорскому Алёше».

Выступивший на заседании председатель совета сделал заявление о том, что «…начать возведение памятника, как планировалось, в сквере Памяти воинов-интернационалистов – не смогли, так как скульптор не передал муниципалитету авторские права…» и «…Тогда союз афганцев пошел по стопам орловцев. И в сквере решили установить боевую машину пехоты (БМП)…».

Сделано заявление «о некоторых железногорцах», которые «не вникая в суть проблемы передачи авторских прав на памятник-победитель конкурса продолжают настаивать на его установке в центре сквера Воинской славы». Из вышесказанного был сделан вывод о том, что «памятник в этот сквер не подходит ни композиционно, ни тематически». Зато единогласно было одобрено предложение главы совета «…установить здесь Вечный огонь и гранитную плиту с именами Героев Советского Союза».

Совет утвердил строительство очередного Сквера трудовой славы в 15-м микрорайоне по предложенному главным архитектором Ларисой Сухаревой проекту.

В связи с вышеизложенным, попечительский совет по сбору добровольных денежных пожертвований на строительство памятника «Железногорскому Алёше» доводит до граждан города следующую информацию:
  1. Инициатором открытого творческого конкурса на лучший эскизный проект стелы (памятника) является глава города Виктор Солнцев (п.10 Положения о проведении творческого конкурса, утвержденного Распоряжением Главы города от 28.07.2009 г. №1034).

  2. Согласно п.7 вышеуказанного Распоряжения начальнику управления муниципального имущества Сергею Григорьеву (но не победителю конкурса Юрию Кирееву) предписано «…заключить с победителем творческого конкурса договор о передаче авторских прав на эскизный проект стелы (памятника)».

  3. В соответствии с п.6 Положения «…победитель творческого конкурса в обязательном порядке участвует в строительных работах по возведению стелы (памятника)».

  4. Итоги конкурса подведены Распоряжением Главы города 9 декабря 2009 года №1267. Премиальную выплату в размере 50 тыс. руб., победитель конкурса член Союза художников России, железногорский скульптор Юрий Киреев получил 11 декабря 2009 года.
Памятуя о несостоявшихся ранее попытках реализации проектов памятников воинам-интернационалистам, Юрий Киреев начинает переписку с чиновниками администрации, которая длилась, ни много ни мало - один год и три месяца.

Далее начинается самое интересное.

За подписью Главы города (исх.С/01-839 от 04.04.2011) Киреев получает письменный ответ, в котором утверждается, что оказывается, «изначально стоимость памятника состояла из двух частей: строительство самого памятника и благоустройство территории вокруг него…». Получается, стоимость строительства памятника удваивается? И это при том, что упоминаний о стоимостной оценке в Положении о конкурсе не имелось.

В процесс вмешивается городская общественная организация РСВА. По ее мнению «…в связи с наступившим кризисом и из-за дороговизны проекта памятника скульптора Киреева…» ими, на общем собрании, было принято решение «отказаться от этого проекта». Там же было принято решение «обустроить сам сквер-мемориал с установкой в нем боевой машиной пехоты (БМП), вечным огнем и установкой тумб с именами погибших ребят».

В городе началось активное движение неравнодушных граждан под девизом: «Памятнику быть!».

С письменного «благословения» главы города, 24 мая 2011 года создается попечительский совет по сбору добровольных денежных пожертвований на строительство памятника «Железногорскому Алёше», который начинает активно помогать Юрию Кирееву в реализации его проекта. Было несколько встреч с главой города, который доброжелательно отнесся к инициативе попечительского совета, чего не скажешь о его заместителях и подчиненных.

Спустя полтора года после подведения итогов конкурса, 10 июня 2011 года, во исполнение распоряжения главы города, в адрес Юрия Киреева был выслан проект договора о передаче авторских прав на эскизный проект памятника. «Афганский» вариант «сквера-мемориала» в это время уже вовсю активно лоббируется администрацией и попечительским советом, возглавляемый Николаем Высокиным. Впереди были выборы в Госдуму и главы города. Нужно было спешить…

Вопросы авторского права и создания произведений искусства в интересах нашего города регулируются положениями гл.4 Гражданского кодекса РФ и главы 2.1 ФЗ-94 от 21.7.2005 г. «Особенности размещения заказа путем проведения открытого конкурса на право заключить контракт на создание произведения литературы или искусства…».

Весь смысл предлагаемых Юрию Кирееву условий договора один – полностью передай муниципалам исключительные авторские права на свое произведение, в том числе, откажись от своего имени на него. Потом мы объявим еще один конкурс, на этот раз, на изготовление и строительство памятника по твоему, но уже полностью не принадлежащему тебе, эскизу. А вот сумеешь ли ты стать победителем в этом конкурсе, решит конкурсная комиссия, назначаемая мэром. Тогда все будет «по закону». По-другому никак! За собой администрация оставляет, согласно проекту договора, «…право переделывать, использовать в качестве основы для создания иных изображений и иным образом перерабатывать (право на переработку)…», а также право «переуступить на договорных условиях права, полученные по настоящему договору, третьим лицам…».

Только тогда можно будет выделить деньги из городского бюджета на строительство памятника.

Между тем, вопрос о заключении (ГК РФ Статья 1288) Договора авторского заказа, по которому одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение искусства на материальном носителе, даже и не рассматривается. Эта статья также предусматривает возможность отчуждения заказчику исключительного авторского права на произведение, которое должно быть создано автором. Вся лишь разница в том, что памятник делает сам автор, а потом, в готовом для отливки в бронзе виде, вместе с исключительными авторскими правами передает его муниципалам.

В варианте договора, предлагаемого администрацией, мы рискуем получить «произведение» чиновничьего «искусства» подобное двум фигурам возле КЦ «Русь». Автор которого, до сих пор предпочитает оставаться безымянным.

Можно, конечно, применить известный прием городских чиновников-архитекторов. Имя ему – «обустройство». «Обустроить» памятником «Железногорскому Алёше» какую-нибудь городскую площадку, к примеру. Всем, владеющим основами русского языка, понятно, что прежде чем что-то «обустраивать», нужно его вначале построить. А чтобы чего-нибудь построить, нужно, в соответствии с ФЗ-94 от 21.7.2005 г, в публичной форме разместить муниципальный заказ о проведении открытого конкурса на право заключить контракт на создание произведения искусства. Победитель конкурса заключает контракт с городской администрацией и исполняет его. Однако, у наших архитекторов по этому поводу другое мнение.

Так, боевой машиной пехоты и 16-ю тумбами был «обустроен» возникший из «ниоткуда» (без проведения открытого конкурса) «сквер-мемориал» в сквере Воинов-интернационалистов. Провалилась на публичных слушаниях попытка главного городского архитектора госпожи Ларисы Сухаревой под маркой «слушаний по проекту корректировки проекта планировки обустройства территории сквера «Солдатская слава» (!!!) защитить свой личный проект по «обустройству» сквера «Воинской Славы» братской могилой, Вечным огнем и площадкой-трибуной для проведения митингов.

Сейчас опять же, но уже через «художественный совет» проталкивается проект Сухаревой уже по «обустройству» Сквера воинской Славы гранитной плитой и опять же - Вечным огнем. На очереди – 15-й микрорайон, который начнут «обустраивать». Вернее, уже начали. Опять же госпожой Сухаревой в единоличном порядке.

ФЗ-94 (п.8 гл.2.1) обязывает все муниципальные образования строить подобного рода объекты – («архитектурные проекты, проекты произведений градостроительства, садово-паркового искусства») «…путем проведения открытого конкурса…».

Выводы из вышесказанного:
  1. Опубликованное «Сообщение пресс-группы администрации», носит предвзятый и необъективный характер, основанный на домыслах, не подкрепленных фактическими материалами.

  2. Любая народная инициатива «низов» городского населения, встречает яростное сопротивление местных чиновников. Обещанный городской администрацией общественный совет города не создан. Приветствуются только инициативы руководителей муниципального образования, представителей собственников крупных предприятий города, главенствующей политической партии. Для «народные избранников» инициативы «низов» – пустой звук.

  3. Внедряемые в сознание жителей теории «скверов», «благоустройств» «удобств для ветеранов» и городских чиновников для обеспечения шаговой доступности к скверам и мемориалам, мемориальных табличек (гранитных плит) настенного и «тумбового» исполнения, не способствуют архитектурному процветанию города. Стремление к увеличению количества «тумб», «табличек», «плит» носит уже, по нашему мнению, клинический характер.

  4. Искусственно, как в пробирке созданный, «художественный совет» не отражает интересов населения. В его составе отсутствуют представители краеведения, религиозных конфессий, общественных организаций, профессиональные военные, строители, горняки, писатели, поэты, журналисты. Заявить о том, что памятник ВОИНАМ «в этот сквер (Сквер воинской Славы прим.авт) не подходит ни композиционно, ни тематически» могут только дилетанты, безграмотные в военном отношении «художники» и президиум известной ветеранской организации во главе с бывшим председателем колхоза.
Результаты крайне непродуманного (на наш взгляд) решения об «обустройстве» «сквера-мемориала» в сквере Воинов-интернационалистов :
  • установлены тумбы с именами погибших на территории Российской Федерации, что никоим образом «тематически не пересекается» с термином «воин-интернационалист»; сквер нужно переименовывать в «Сквер ветеранов боевых действий» - обобщающее название для всех увековеченных ветеранов;

  • на одной из тумб «увековечен» воин, находившийся в плену, в рядах афганской оппозиции (из открытых источников РСВА), принявший ислам;

  • воин является воином тогда, когда ему присвоено воинское звание; ни на одной из «тумб» не указаны воинские звания, а также боевые награды, которыми они были награждены «посмертно»;

  • названия республик выполнены не в соответствии с Конституцией РФ («Республика Чечня» вместо «Чеченская Республика»);

  • обозначены «военнослужащие из Железногорска и Железногорского района…»; воинских формирований в указанных населенных пунктах никогда не было, а вот «военнослужащие-уроженцы г.Железногорска и Железногорского района» - таковые были;

  • Вооруженные Силы и другие силовые ведомства РФ в «Югославии» и «Приднестровье» (так «выбито» на одной из тумб) боевых действий никогда не вели, а вот про «Республику Южная Осетия» упомянуть забыли;

  • основа под БМП имеет надпись «Воинам железногорцам»; о каких воинах идет речь и при чем здесь БМП?; как определить «тематическую» принадлежность данного сооружения и с чем она «пересекается»?

  • почему не увековечены умершие от ран и болезней воины-интернационалисты, ветераны боевых действий?
О «гранитной плите» с именами Героев Советского Союза.
Город Железногорск образован в 1957 году. По этой причине никто не мог воевать на территории города, тем более, освобождать его от немецко-фашистских захватчиков, включая участие всенародно уважаемых Героев Советского Союза. Каким образом наш «художественный совет» «тематически» сумел «пересечь» 1941-1945 годы с 1957 годом? Видимо, также, как и водрузил дивизионную пушку образца 1946 года, приписав ей участие в боевых действиях Великой Отечественной.

Чтобы прекратить всякого рода инсинуации по поводу стоимости памятника «Железногорскому Алёше» доводим следующие цифры:
  • Стоимость изготовления памятника в глине и гипсе в натуральную величину (высота 3,5 м) и подготовка форм для отливок в бронзе до - 1млн. 850 тыс.руб. Работы выполняет бригада в составе 5-ти человек, срок – до 6 месяцев;
  • Стоимость отливки памятника в бронзе на заводе – до 2 млн.руб.;

  • Стоимость работ по обработке бронзы, изготовлению основания для памятника, строительные работы по установке памятника – до 1 млн.руб.

  • Прочие расходы (обязательные отчисления в Союз художников РФ) – 285 000 руб.
Итого: 5 млн. 135 тыс. руб.
Союз художников РФ выделяет Юрию Кирееву помещение под мастерскую, глину, оплачивает коммунальные услуги, обеспечивает благоприятные условия для творческой работы по изготовлению памятника. Участие Союза художников РФ позволит значительно снизить неизбежное налоговое бремя на стоимость изготовления памятника.

Сумма может быть значительно уменьшена, если найдутся пожертвователи, готовые оказать помощь расходными и строительными материалами.

Попечительский Совет по сбору добровольных денежных пожертвований на памятник «Железногорскому Алеше» продолжает свою работу. На сегодняшний день горожанами пожертвована сумма в - 131939 рублей 73 копейки.

Особая благодарность – далеко не самым богатым прихожанам Русской Православной Церкви. Их вклад, самый значительный на сегодняшний день, составил 38326 рублей. Совет считает необратимым процесс будущего строительства памятника при поддержке (на сегодняшний день) более чем 10% населения города и района, вложивших свои денежные пожертвования в фонд строительства памятника. Осталось заручиться поддержкой главы города и руководителей предприятий.
На что и надеемся.

Председатель попечительского совета,
ветеран военной службы, подполковник запаса Владимир Астахов.

На снимке (слева-направо): ветераны военной службы - подполковник запаса Владимир Астахов (войска связи РВСН, Космических войск), подполковник в отставке Владимир Кондратьев (Войска ПВО, летчик-штурман), капитан 2-го ранга запаса Николай Жиляков (ВМФ, подводные силы), ветеран боевых действий полковник в отставке Александр Масленников (Сухопутные войска, ракетные войска и артиллерия), капитан 1-го ранга в отставке Николай Пошивалов (ВМФ, надводные силы), ветераны боевых действий, подполковник в отставке Константин Валуев, прапорщик в отставке Надежда Валуева (ВМФ, морская пехота), ветеран военной службы, капитан в отставке Игорь Архангельский (бронетанковые войска Сухопутных войск). В центре, на фоне своей будущей скульптуры, автор эскизного проекта «Железногорскому Алёше», член Союза художников России, скульптор Юрий Киреев (срочная служба в бронетанковых войсках Сухопутных войск). Общая выслуга в рядах Вооруженных Сил этих железногорцев в календарном исчислении составляет 205 лет, в льготном (включая разного рода "экстримы" военной службы) - 260 лет. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий